| Шоковый коридор / Shock Corridor
Продолжительность: 93 мин. Год выхода: 1963 Жанр: Драма, Детектив Режиссер: Сэмюэл Фуллер /Samuel Fuller/ В ролях: Питер
Брек /Peter Breck/, Констанс Тауэрс /Constance Towers/, Джин Эванс
/Gene Evans/, Джеймс Бест /James Best/, Хари Родс /Hari Rhodes/,Ларри
Таккер /Larry Tucker/
Картина — хороший пример визуального стиля режиссера Сэмюэла Фуллера, который
принес ему характеристику "американского примитивиста". Эгоистичный репортер
(Брек) сам себя "устроил" в психушку, чтобы раскрыть убийство, написать книгу и
выиграть Пулитцеровскую премию. Он втягивается в водоворот больничной жизни,
микрокосмос современного общества, и, в конце концов, теряет
рассудок... Фуллер занимается кинематографическим хулиганством, специально
населяя ленту самыми неприятными персонажами, заполняя жутковатыми ситуациями,
заставляющими задуматься о том, что же такое душевное здоровье и цивилизация.
Энергичная работа камеры оператора Стэнли Кортеса делает чудеса. Оригинальный
негатив включает несколько цветовых сцен, которые режиссер снял в Японии и
Африке еще в 1955 году. После этого фильма Фуллер снял, возможно, самую лучшую
свою работу — "Откровенные поцелуи". (М. Иванов)
http://www.imdb.com/title/tt0057495/ http://www.ekranka.ru/film/2580/ http://www.kinopoisk.ru/film/24212/
Награды: МКФ в Вальядолиде
— "Золотой колос" (1966). Фильм внесен в Библиотеку Национального конгресса (1996)..
Интересные факты о фильме:
Цветные кадры взяты Сэмом Фуллером из неиспользованного материала,
отснятого им в Японии (к фильму "Дом из бамбука", 1955) и в Бразилии (к
"Тигреро" — фильму, который Фуллер так и не доделал). По словам Фуллера, фильм был снят за 10 дней в одних декорациях. Фильм не прошел суровую британскую цензуру и был недоступен зрителя Туманного Альбиона вплоть до 1990-го года.
Владимир Гордеев: Оставь надежду всяк сюда входящий
Один из самых необычных нуаров, которые мне доводилось
смотреть. Точнее сказать так: это фельетон, фильм-памфлет, спрятавшийся в
панцирь психологического триллера, выполненного в стилистике "нуар". Кстати,
именно ради фельетона главный герой фильма, репортер Джонатан Барретт,
имитирует безумие и попадает в дурдом, где произошло убийство. Убийство
осталось нераскрытым, и Барретт надеется раскрыть его "изнутри". Он
мечтает о Пулитцеровской премии…Соучастниками Барретта являются
трое: его девушка Кэти, его редактор и знакомый психоаналитик,
поднатаскавший его в симуляции безумия. Оказавшись в дурке, Барретт
ведет долгое расследование и постепенно сам сходит с ума. Интересны
обстоятельства. Чтобы попасть в сумасшедший дом, Джон заставляет свою
девушку Кэти прикинуться его сестрой, к которой он испытывает половое
влечение. Кэти обращается в полицию с заявлением о попытке убийства на
почве ревности. Эта такая половинчатая ложь.
Конечно, Кэти – не его
сестра, и он не пытался ее убить, но все остальное – чистая правда.
Поэтому, оказавшись в изоляции, Барретт начинает страдать, мучаясь
подозрениями и ревностью (Кэти – танцовщица в ночном клубе). Иллюстрируя
мучения Барретта, Сэмюел Фуллер использует двойную экспозицию: Кэти
приходит к Барретту по ночам и раскидывается на его лице в томных позах,
без умолку болтая о том, что он боится услышать. Между тем, лечение (в
том числе электрошоком) продолжается, Джон "идет на поправку": в него
прочно вколочен рефлективный страх, он начинает бояться прикасаться к
Кэти…Дурдом Фуллера – это метафора государства с его
безграничной властью. Причем метафора в фильме выражена более четко, чем
у Кена Кизи в романе "Пролетая над гнездом кукушки", который вышел в
свет в 1962 году. Все три свидетеля убийства, расследуемого Барреттом,
стали жертвами либо политики, проводимой США, либо жертвами социальных
противоречий, раздирающих страну. Первый свидетель – ветеран войны в
Корее, второй – негр, воображающий себя лидером ку-клукс-клана, третий –
лауреат Нобелевской премии, работавший над водородной бомбой.
Государство крепко держит человека в своих ежовых рукавицах, любой ценой
подавляя человеческую волю и стремление к свободе.
Клиническая
психиатрия – это не наука, призванная исцелять человека. Это – удобный
тоталитарный инструмент, грамотно основанный на туманной системе знаков,
которая непонятна обычному человеку, а оттого внушает безграничное
уважение. Психиатры используют одни им понятные комбинации "симптомов",
чтобы ставить сокрушительные диагнозы, то есть, – засаживать человека в
клетку, из которой нет выхода. При этом психиатры не в состоянии
отличить больного человека от здорового симулянта, то есть, психиатрия –
это один большой фейк. Но кого это волнует? Ведь главная цель,
легитимный и безграничный контроль, достигнута... Оставь надежду
всякий... ставший гражданином.В какой-то момент в фильме вдруг
появляется интонация, которой от него никак нельзя было ожидать.
Болтовня свидетелей, этот несуразный поток сознания, основанный на
воспоминаниях, приобретает цвет и документальность. Зрителю становится
ясно, насколько же мелочен Барретт в своей погоне за Пулитцеровской
премией; насколько смехотворно его желание потакать обывателям, любящим
почитать перед сном о далеких убийствах при загадочных обстоятельствах;
насколько сам по себе мелок "нуар" – вместо того, чтобы смело обращать
внимание на актуальные и действительно глобальные проблемы человечества,
кинематографисты – эти недоделанные властители дум человеческих –
потчуют массового зрителя атмосфэрными, уютно-мрачными сказочками. Фильм
через себя обличает жанр в целом (вот она – сила самопожертвования)… но
при этом, надо сказать, остается отличным нуаром.
Какая невероятная,
почти что шизофреничная двойственность! Ну и, дабы не быть
голословным, проиллюстрирую предыдущий абзац символической сценой из
фильма. Лауреат Нобелевской премии, впавший в детство, рисует портрет
Барретта, который к тому времени уже достаточно обезумел. Когда рисунок
готов, Барретт берет его в руки, рассматривает, а потом с воплем "Это не
я!" колошматит незадачливого художника портретом по голове. Потому что
портрет – примитивная детская каляка-маляка. Ключевое слово здесь –
"примитивный". "Я так тебя вижу", — говорит художник. И это – истинная
правда. Джон примитивен в своей погоне за дешевой сенсацией… но,
впрочем, он не виноват, что "путешествие оказалось слишком опасным".P.S.
Также в фильме есть одна занятная сцена (она почти в самом конце), в
которой мне видится некая архетипичность. Барретт сидит в коридоре и
вдруг сквозь крышу начинает идти дождь. Дождь, идущий в доме, мы также
видим в "Солярисе" Тарковского. Черт возьми, даже в моем первом
рассказе, который я написал в 14 лет, есть такой дождь. При этом я не
думаю, что Тарковский утянул это у Фуллера, а я – у Тарковского (каждый
фильм, который я смотрел, я тщательно вношу в протокол; "Солярис" я
посмотрел гораздо позже, а фильм Фуллера – и вовсе только вчера). Короче
говоря, этот дождь в "Шоковом коридоре" представляется мне штукой
загадочной, но отнюдь не случайной, и что-то да значащей.
ДОМИН
рецензии Я в ШОКЕ!
В процессе просмотра фильма «Шоковый коридор» зритель может встретить ряд достоинств и массу недостатков.
Достоинства:
- сильные художественные образы, достойно воплощенные актерами;
- сильный сценарий — главное достоинство фильма, давший теме,
раскрываемой в нем, метафизическую глубину, социальную остроту
и трагическую иронию.
- 3 сцены из фильма запомнятся зрителю на долго, если не навсегда: сцена
оперной партии из «Фигаро» соседа по палате главного героя; сцена
безумного стриптанца главной героини не уступает оному в «Метрополисе»
Фрица Ланга; сцена митинга в пользу линчевания афроамериканцев,
возглавляемого самим же афроамериканцем в белом колпаке.
Однако слабая, примитивная режиссура сильного сценариста Фуллера
не позволяет из имеющихся ярких моментов фильма сделать цельную
и сильную картину. Фильм больше напоминает трагикомичный и злободневный
телеспектакль, с его обилием многозначительных для раскрытия темы
диалогов. Однако данный подход к съемкам кино, ограничивающегося такими
средствами выражения как игра актеров, яркие образы и бурные
эксцентрично-эмоциональные кадры наката сумасшествия на персонажей
не позволяет раскрыть в полной мере возможности кинематографа, делает
фильм назидательно-нудным и безынтересным.
Из 101-й минуты фильма ярких впечатлений и интригующих и захватывающих
моментов наберется минут на 10—15.
Всё остальное время режиссер тянет
время до следующей интересной сцены. Создается впечатление, что смотришь
не цельное художественное произведение, а ряд сцен, раскрывающих тему
сумасшествия человека из-за давления на его сознание безумного,
безумного, безумного, безумного мира. Фуллер использовал детективный
сюжет, вовсе не обязательный для раскрытия темы фильма, что бы хоть
как-то заинтересовать зрителя просмотром фильма и связать воедино
наличие 4—5 знаковых для сценария сцен.
В общем, форма фильма явно уступает его содержанию, а сам фильм
интересен только в моменты, когда данное содержание раскрывается.
Содержание же таково:
Главный герой журналист по имени Джон Баррет — объективный наблюдатель,
средство наблюдения общества за самим собой, добровольно отправляется
в дом умалишенных, чтобы раскрыть убийство и, наконец, получить свою
толику славы в виде Пулитцеровской премии, достигнув своей самой
сокровенной мечты. Стать таким, каким представлял себя всю сознательную
жизнь, обрести себя.
В процессе пребывания в желтом доме, общения с местными и прохождения
курса лечения Джон Баррет постепенно приближается к истине и к обретению
себя и вместе с тем постепенно сходит с ума. Непонятно только, что было
сначала: сумасшествие, а потом познание истины или познание истины,
а потом сумасшествие.
Его сумасшествие — это субъективный взгляд на общественную жизнь с другой стороны.
Чем ближе он к истине в своем изучении жизни и в познании себя,
тем более он сумасшедший для объективного общества с точки зрения
традиционных общественных ценностей.
Его познание происходит в процессе допроса сумасшедших свидетелей,
которые иногда приходят в себя и могут отвечать на поставленные Барретом
вопросы, но не долго, пока их асоциальное второе Я не вернется снова.
А может и не так. Может быть Баррет мог задавать вопросы чокнутым
и получать на них ответы тогда, когда сам становился немного чеканашкой.
Понятно следующее: в моменты взаимопонимания с ними он приобретал новый
взгляд на себя, мир, жизнь и общество, а именно:
- его жена — это его родная сестра (Библейская притча о Ноевом ковчеге, «Олдбой» Пак Чхан-ук);
- профессора науки и иные фанатичные интеллектуалы — это неразумные
дети, аутисты, не осознающие ценности мира самого по себе, а осознающие
одну ценность — свой примитивный взгляд на мир настолько, насколько
примитивны могут быть рисунки маленьких детей («Колыбель для кошки» Курт
Воннегут);
- расисты из Ку-Клукс-клана и подобных им фашиствующих организаций сами
же негры, не осознающие причин их бедственного положения и ищущие
причину бедствия в другом человеке, а не в бесчеловечности социального
устройства.
Члены Ку-Клус-клана — социальные негры, работающие
на Большого Дядю Сэма («В белом гетто» музгруппа «69»);
- человек бисексуален от рождения и по собственной воле выбирает ту или
иную сексуальную ориентацию («Бархатная золотая жила» Тодд Хейнс, «Мой
личный штат Айдахо» Гас Ван Сент и др.);
- женская романтичность — это сублимация хищнической сексуальности.
Романтичность воспитывается в женщинах обществом и держится в женщине
из-за постоянного давления на женщину требований общественной морали.
Дай женщине распуститься, позволь ей выйти на путь феминизма
и эмансипации и она искусает и исцарапает тебя, выпьет из тебя кровь
и сожрет тебя («Женщина — преступница и проститутка» — Чезаре Ломброзо);
- и т. д.
Разве может человек спокойно жить, трудиться, растить детей, надеяться
на светлое будущее при таком грузе трагических знаний. Человек своим
небольшим умом в этом случае даже не сможет понять кто он такой.
Единственное спасение — переждать и желательно при этом совершать
поменьше движений «на всякий пожарный». Общество, чтобы сохранить себя
изолирует всяких шизиков от нормальных людей. И правильно делает.
А спасением для шизиков может стать ощущение общности трагической судьбы
всех людей в подлунном мире и надежда на спасение в мире загробном.
Содержательность фильма впечатляет. Но, во-первых, данное достоинство
в большей мере принадлежит сценаристу Фуллеру, а не режиссеру Фуллеру.
А, во-вторых, все вышеперечисленные истины известны человечеству
с библейских времен.
За трагикомичность и социально-сатирическую злободневность 8,
за блестящий сценарий — 10,
за достойную игру актеров 6,
за убогий примитивизм режиссуры 1.
ИТОГО — ставим 6 из 10.
redlob
рецензии Невероятная смесь черного юмора, социальной сатиры и параноидального триллера.
Честолюбивый журналист в погоне за Пулитцеровской премией соглашается
на небывалый эксперимент — он проникает в дурдом под видом
душевнобольного, чтобы раскрыть недавно совершенное там убийство. Но он
и представить себе не мог, каким кошмаром обернется это расследование.
Известного сценариста и режиссера Самуэля Фуллера часто называют
кинематографическим примитивистом. Он не играет со зрителем
в «кошки-мышки», пытаясь выстроить неоднозначную многоступенчатую форму
повествования, а сразу давит на интуитивное, эмоциональное восприятие
зрителем происходящего. «Шоковый коридор» — яркий пример
его режиссерского почерка. Фуллер не стал сильно экспериментировать
с вроде бы обязывающим к этому сюжетом (единственный необычный
штрих — цветовые галлюцинации), пробуя стереть грани между реальностью
и безумием. О
н просто показал больных, отклонения которых настолько въедаются
в повседневный быт, что становится страшно за собственный рассудок.
Все психи здесь — жертвы политического строя, мировых идеологий
или лживой общественной морали. Подобный социум постепенно поглощает
и главного героя. Репортер становится жертвой еще одного бытового
безумия — погони за славой, пресловутой американской мечты. После
просмотра данного фильма рождается чудовищная мысль о том, насколько
человек вообще может считаться нормальным, если он живет в таком мире.
9 из 10
amnesiacpo
Мне кажется, я схожу с ума…
И
это не цитата, не случайная фраза. Это то, что я действительно
почувствовала после просмотра «Шокового коридора». У Фуллера, мать его,
получилось сделать это — заставить меня усомниться, и, слава Богу,
что только усомниться, в собственной психической здоровости. И, слава
Богу, прошу простить меня за частое упоминание всуе того самого, рядом
не было санитаров, фрейдоманов и проч. специализированного персонала.
Тех, кто держит руку на пульсе. Иначе не написала бы я сего отзыва, ой,
простите, рецензии, а точнее, впечатления от путешествия в страну
Кинематография, где все возможно, но ничто не реально.
60-е. Безумие подступает незаметно. Спокойно. Журналист Джон Барретт,
заручившись поддержкой редактора, готовится сотворить
невозможное — раскрыть преступление, да еще под видом сумасшедшего.
Немного сопротивляясь, в этом ему все же помогает и его подружка Кэтти,
перевоплотившись из танцовщицы, а до этого — из стенографистки, в сестру
Джона, вроде как терпящую домогательства от него же.
Барретт играет в шизофреника на пятерочку, либо врачи попадаются такие,
любящие диагнозы… но как бы там ни было, Джон добивается своего. И вот
он в больнице. Коридор…
Нет. Это не коридор. Для Джона это «волшебная
тропа к Пулитцеровской премии».
«Если ждете демонстрации безумия — забудьте».
Безумие не ворвется, а тихо подступит, как липкий ночной кошмар,
сливающийся во сне с действительностью, что не отличишь, где сон,
а где — реальность. Пугает то, что кажется нормальным и в порядке вещей.
Но не сама ли идея Барретта безумна изначально? А общество, поощряющее
подобные затеи премиями и наградами, — оно не безумно? И по сравнению
с этими вопросами, ответ на разгадку — кто убийца — не так и важен.
Он становится не таким важным не для Барретта, перебирающего в припадке
имена всех действующих лиц, а для меня — простого зрителя, наблюдающего
за всем со стороны, но «образы были настолько сильными, что казалось,
гипнотизировали тебя»… и я была поглощена «Шоковым коридором».
Меня вывернули наизнанку и положили перед собой. Смотри! Мир безумен.
И безумен давно. Но это нормально. Шизофреническая кататония.
Расщепление личности на мелкие составляющие. И что дальше?
Вам по-прежнему нужна правда?
Нет, нам нужен новый пациент.
10 из 10
MrLynch
рецензии
Кого боги хотят уничтожить, того они сначала сводят с ума
Впервые
я услышал о «Шоковом Коридоре», когда увидел постер у одного из своих
знакомых. Картинка на нем тут же бросилась мне в глаза. Решив, что это
должно быть что-нибудь интересное, я взялся за просмотр этой ленты.
И вот, что мы получили.
Я не видел других картин Сэмюэла Фуллера, поэтому не берусь судить
о том, какие темы еще он затрагивал в своем творчестве. Но «Шоковый
Коридор» заинтриговал меня с первых же минут необычайными задумками,
с которыми я еще никогда не встречался. Можно смело заявить о том, что в
какой-то степени «Коридор» предвосхитил формановский киношедевр «Полет
Над Гнездом Кукушки»,и это не будет ошибочным. И Фуллер, и Форман
говорят о том, что психиатрическая лечебница -место скорее для людей,
которые пострадали в результате некоторых общественных потрясений,
нежели чего-либо еще. Оба режиссера считают, что даже душевнобольные
имеют право на нормальную жизнь.
Обращу свое внимание и на главного героя, журналиста Джонни Барретта.
Персонаж неоднозначный. С одной стороны — его толкает на такой отчаянный
шаг желание докопаться до истины, а с другой — Путлицеровская премия.
Отсюда и мораль-честолюбие приводит к крайне губительным последствиям.
Очень удачное решение вставить цветные вставки в черно-белую основную сюжетную линию. Как квинтэссенция сумасшествия.
Поразил и весьма колоритный спектр психов, что были соседями
Барретта — и полный бородатый певец, исполняющий итальянские оперные
партии, и «тронувшийся» офицер, и целая куча застывших в разных позах
других пациентов.
Сильный акцент сделан на эпизоды, олицетворяющие стадии духовного
помешательства журналиста. Никого не оставит равнодушным эпизод с так
называемым дождем. Но, как можно понять, для остальных пациентов
лечебницы такие штучки как что-то само собой разумеющееся. Все-таки
остался у Джонни хоть какой-то рассудок.
Ну, и конечно же, заставило обратить на себя внимание, противостояние
с системой. Как апофеоз всего конфликта — стычка Барретта и работника
персонала психушки.
10 из 10
Справедливая десятка, даже несмотря на некоторую отвлеченность и скомканное начало.
Constance Towers
http://www.imdb.com/name/nm0869927/ http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/hollywood/52088/works/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Констанс Мари Тауэрс родилась в Уайтфиш, Монтана.[2] Она получила образование в Джульярдской школе, а после дебютировала на театральной сцене.
Тауэрс добилась наибольшего успеха благодаря выступлениям в
бродвейских мюзиклах. На большом экране она дебютировала в 1955 году в
фильме «Не расставайся с улыбкой», а в 1959 сыграла главную женскую роль
в вестерне «Кавалеристы». В последующие несколько лет она сыграла главные роли в ряде фильмов. На телевидении она появилась в сериалах «Создавая женщину», «Принц из Беверли-Хиллз» и «Фрейзьер». В последние годы она в основном известна по роли Хелены Кассандин в мыльной опере «Главный госпиталь».
Констанс Тауэрс была замужем дважды, у неё двое детей от первого брака. С 1974 года она замужем за актёром Джоном Гэвином.
роли в кино | 2005-2012 | Криминальные умы | Criminal Minds | Quantico (США, Канада) | 2004-2007 | Четыре тысячи четыреста | 4400 (США) | 2002-2009 | Главный госпиталь | General Hospital (США) | 1999-2002 | Провиденс | Providence (США) | 1998 | Идеальное убийство | Perfect Murder, A (США) :: Сандра Брэдфорд | 1997-1999 | Любовь и тайны Сансет Бич | Sunset Beach (США) | 1997 | Реликт | Relic, The (Германия, США, Япония) | 1996 | Молодые и дерзкие | Young and the Restless, The (США) :: эпизод | 1995 | Гром в раю III | Thunder in Paradise III (США) | 1994 | Парень-каратист 4 | Next Karate Kid, The (США) :: Луиза Пирс | 1993-2004 | Фрейзер | Frasier (США) | 1993-1999 | Звёздный Путь: Глубокий Космос 9 | Star Trek: Deep Space Nine | DS9 (США) | 1993 | Гром в раю | Thunder in Paradise (США) | 1992 | Пески времени Сидни Шелдона | Sands of Time, The (США) | 1992 | Безумный | Nutt House, The (США) | 1992 | 2000 Малибу Роад | 2000 Malibu Road (США) | 1991-1999 | Шелковые сети | Silk Stalkings (США) | 1991 | Полночные воспоминания | Memories of Midnight (США) | 1991 | Гражданские войны | Civil Wars (США) | 1989-2001 | Спасатели Малибу | Baywatch (США) | 1987-1988 | Закон Лос-Анджелеса | L.A. Law (США) | 1986-1995 | Мэтлок | Matlock (США) | 1985-1992 | Секретный агент МакГайвер | MacGyver (США, Канада) | 1985 | Сильвестр | Sylvester (США) :: Маффи | 1985 | Полный вперед | Fast Forward (США) | 1984-1996 | Она написала убийство | Murder, She Wrote (США) | 1977-1984 | Остров фантазий | Fantasy Island (США) |
| |